Раджгир и Наланда
На третий день своего пребывания в Бодхгае я решила съездить в Раджгир.
Для этого был найден упомянутый во всех путеводителях г-н Шахабуддин, великий могучий, который может добыть любые билеты и организовать любую поездку. Оный господин организовал машину с водителем и озадачил меня вопросом, куда я еду дальше и какие билеты мне нужны. Некоторое время я думала, а потом поняла, что не поеду ни в Санчи, ни в Аджанту, потому что мне пока хватит штата Бихар.
Некоторое количество людей склоняло меня уехать в Пури на побережье, потому что это было недалеко, и здоровье мое к тому времени стало совсем отвратным, хотелось погреться и вылечить легкие ну хоть как-то. Но от этого глупого поступка меня отговорила пожилая англичанка, с которой я познакомилась в агентстве Шахабуддина и которая вообще изрекла массу полезных и концептуальных мыслей. Пури находится на восточном побережье Индии, а улетать домой мне надо было с западного, и пересекать Индию поперек мне было бы тем еще развлечением.
В результате я решила, что здоровье потерпит еще немного, и я желаю ехать в Кхаджурахо, а оттуда — в сторону Гоа или Карнатаки. Озадачив этой информацией великого и могучего Шахабуддина, я отправилась в Раджгир.
В Раджгире Будда жил 12 лет, и по преданию, на горе Гридхракута он передал ученикам учение Праджняпарамиты. Там были услышаны и записаны многие канонические сутры, в том числе «Сутра Лотоса» и «Сутра Сердца».
С последней я в свое время немало повозилась, переводя ее, поскольку «Сутра Сердца» — одна из немногих сутр не на гибридном, а на классическом санскрите.
Раджгир обустроили японцы. Они проложили туда нормальную дорогу, на гору построили канатную дорогу, а на самой горе установили ступу Вищва Щанти, храм и японский садик.
Это верхушка ступы, которую можно увидеть у подножия горы:
Подъезжая к Раджгиру, я поняла, что мне все это что-то очень напоминает... а напоминает мне это горный Крым, только без моря.
Подумав получше, я пришла к выводу, что все наоборот: это я в Крым мотаюсь каждый год, потому что он напоминает мне Раджгир.
Так я нашла место, в котором явно бывала раньше. Думать дальше я не стала, потому что это могло бы означать, что я редкостный неудачег, иначе что я тут до сих пор делаю. В любом случае такие мысли бесполезны, а удивить меня и так удивили.
Гора Гридхракута, а точнее, большой холм. Рядом есть две пещерки, где Будда с учениками прятались от летней жары.
Здесь лишних людей нет совсем, верующие приходят к этому маленькому алтарю почитать священные тексты.
Дорожка наверх ведет к ступе.
С четырех сторон четыре разных изображения Будды, это одно из них.
В храме били в огромный японский колокол, по садику бродили обезьяны.
Жаль, видимость там очень плохая, везде дымка, поэтому горные пейзажи фотографировать было бесполезно. Однако в горах в любом случае теплее и воздух чище. Я шла наверх пешком, потому что было утро и канатная дорога не работала.
Зато обратно ехала в веселой железной кабинке. Сбылась мечта идиота: в Крыму летом не покаталась на канатке, зато в Раджгире наверстала упущенное.
Затем я захотела посмотреть на горячие источники. Они тоже в Раджгире, но к ним надо ехать отдельно. Смотреть там нечего, индусы устроили из них банно-прачечный комбинат.
Но на горе над источниками находятся пещеры Саптапарни, где 100 лет спустя после смерти Будды прошел Первый буддистский собор.
А после меня повезли в Наланду. Не то чтобы я сама туда рвалась, но обычно Раджгир и Наланда посещается за один день поездки.
В V веке нашей эры там был основан буддистский университет, и семь веков он был центром культуры, куда приезжали тысячи студентов со всей Азии. Учили их бесплатно, в программу входили философия школ Махаяна и Хинаяна, Веды и Веданта для общего культурного развития, медицина, математика, астрономия. Уже в 7 веке студентов было десять тысяч, постройки занимали квадратный километр: кельи, учебные помещения, храмы...
В 13 веке все было разрушено мусульманами. Мусульмане вообще, завоевав Индию, разрушили там все, до чего смогли дотянуться.
Поэтому сейчас на месте университета музей под открытым небом — газончик с цветами и руины:
Храмы сохранились фрагментарно:
И были бы это просто руины, но тибетцы и китайцы приходят сюда на поклон.
И остаются вызолоченные камни и запах благовоний в память о том, что когда-то было.